Рязанский центр развития инвестиций,
образования, сертификации

Региональная система добровольной сертификации
Рязанский стандарт
390023, г. Рязань,
ул. Электрозаводская,
д. 87, помещение Н1
тел.: (4912) 24-02-85,
(4912) 95-03-39

Сертификация

Услуги

Сведения об образовательной организации

Система Менеджмента Качества, построенная в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Вопросы и ответы
 
вверх

1. ЧТО ДАЕТ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЮ?

  1. Способствует успешной реализации продукции:
    • повышает качество и конкурентоспособность;
    • способствует удовлетворению потребителей;
    • расширяет рыночные возможности ( в том числе выход на международный рынок);
    • повышает имидж фирмы в глазах потребителей.
  2. Повышает культуру менеджмента и уровень управляемости, улучшает:
    • последовательность в достижении целей, поставленных руководством перед организацией;
    • мотивацию и вовлеченность персонала в аккуратное и профессиональное исполнение поставленных задач;
    • использование времени и ресурсов.
  3. Экономит затраты на производство и применение продукции:
    • снижает уровень брака;
    • уменьшает количество ошибок переделок, рекламаций, претензий;
    • экономит эксплуатационные затраты и т.д.
вверх

2. ЧТО ТАКОЕ СМК?

СМК - это система организационных регламентов и процедур, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей.

СМК - это важнейший инструмент, необходимый руководству организации для достижения поставленных перед организацией целей и задач.

Восемь основных принципов менеджмента, способствующих достижению целей качества

  1. Ориентация на потребителя.
  2. Лидерство руководства.
  3. Вовлечение сотрудников.
  4. Процессный подход.
  5. Системный подход к менеджменту.
  6. Постоянное улучшение.
  7. Принятие решений, основанное на фактах.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
вверх

3. НАЗНАЧЕНИЕ СМК.

СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, не в том, что бы обеспечить "бумажное" качество, а построить работу так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг), неправильным действиям предприятия, приводящим к конфликтным ситуациям или снижению его имиджа.

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

вверх

4. СТРУКТУРА СМК, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.

Организация СМК - совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.

Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов.

Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать инструкцию (документ), формализующую правильный способ выполнения процесса.

Документ - информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. Основные документы СМК перечислены ниже. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции".

Документы системы менеджмента качества

  1. Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК ("О совершенствовании системы качества", "О службе системы качества", "О начале работ по созданию и внедрению системы менеджмента качества").
  2. Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры.
  3. Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством.
  4. Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества.
  5. План качества - документ, определяющий, какие процедуры и "соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.
  6. Рабочие инструкции, связанные с качеством.
  7. Контрольные инструкции, связанные с качеством.

Ресурсы СМК - все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, материальные, организационные и др.).

вверх

5. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ И СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ СМК?

Для создания СМК необходимо выполнить следующие действия:

  • провести внутрифирменный аудит действующей системы и обучить сотрудников;
  • разработать СМК или усовершенствовать действующую систему управления качеством;
  • внедрить СМК;
  • сертифицировать СМК;
  • поддерживать эффективность функционирования СМК.
вверх

6. ЧТО ТАКОЕ АУДИТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ?

Аудит существующей системы проводится с целью определения объема работ по доведению системы качества до требований стандартов ISO серии 9000. Аудит, как правило, проводится экспертами или сертифицированными аудиторами. Ими могут быть внешние консультанты либо специально подготовленные представители предприятия, так называемые внутренние аудиторы. Аудит проводится по специальной методике в форме изучения организационно-распорядительных документов предприятия, собеседований с руководителями верхнего и среднего звена, а также с сотрудниками, работа которых влияет на качество продукции или услуг. По результатам аудита составляется отчет. В отчете описывается, насколько система качества, действующая на предприятии, соответствует требованиям стандартам ISO, имеется ли достаточный опыт документирования процедур системы качества, а также ведение записей о качестве. Отдельный раздел отчета содержит рекомендации по доведению существующей системы качества до уровня требований стандарта ISO серии 9000.

вверх

7. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ?

Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ISO - обязательный этап создания СМК. Он необходим прежде всего потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК. Без обученного персонала невозможно ни разработать, ни внедрить, ни поддерживать, ни развивать систему. Обученный и профессионально грамотный персонал - одно из основных конкурентных преимуществ организации. Обучение персонала осуществляется организацией, имеющей необходимую для этого лицензию. Допускается обучение сертифицирующей организацией.

вверх

8. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СМК?

Проектирование (разработка) СМК - это самый трудоемкий процесс создания системы. Чтобы спроектировать СМК, рекомендуется выполнить следующие действия.

  1. На основании "Отчета об анализе существующей системы" разработать план создания системы.
  2. Разработать и утвердить приказ "О совершенствовании системы качества на предприятии".
  3. Разработать и утвердить положение о руководителе проекта.
  4. Разработать и утвердить положение о представителе от руководства по системе качества, описав его ответственность и полномочия.
  5. Определить функции и ответственность постоянно действующей службы системы качества.
  6. Разработать программу реализации проекта.
  7. Определить и документально зафиксировать ответственность должностных лиц за процедуры или элементы системы качества.
  8. Руководству сформулировать "Политику в области качества".
  9. Разработать процедуры системы качества. Процедуры должны не только отвечать стандартам качества, но и быть связанными между собой.
  10. В соответствии с процедурами разработать рабочие инструкции, стандарты предприятия.
  11. Сформулировать и формализовать "Руководство но качеству".

В каждом конкретном случае перечень и порядок выполнения работ могут несколько отличаться от приведенного списка.

вверх

9. КАК ВНЕДРИТЬ СМК?

После разработки и утверждения необходимых документов и инструкций, обучения работников необходимо провести и зафиксировать инструктаж и приступить к текущей работе по внедрению системы. В Соответствии с распорядительными документами должно быть организовано периодическое проведение совещаний по решению возникающих вопросов и мониторинг проблем реализации СМК. По окончании контрольного срока необходимо провести контрольную проверку и внести изменения в Документы СМК. Определить готовность СМК к сертификации.

вверх

10. КАК СЕРТИФИЦИРОВАТЬ СМК?

  1. Обратиться с заявлением о намерении сертификации СМК в сертифицирующий орган.
  2. Заключить договор о сертификации.
  3. Подготовить и передать документы для сертификации в соответствии с договором.
  4. Назначить ответственные лица проведение сертификации.
  5. Предоставить условия и организовать работу экспертов сертифицирующего органа.
  6. Изучить рекомендации экспертов, внести возможные изменения в документы СМК, разработать и утвердить мероприятия по внесению изменений и доработке СМК предприятия.
  7. Получить сертификат соответствия СМК или заключить соглашение о повторном проведении сертификации.
вверх

11. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЭФФЕКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СМК?

  1. Организовать работу по управлению качеством таким образом, чтобы на всех этапах формирования и деятельности СМК качество являлось целью работников организации, а не внешних проверяющих и консультантов.
  2. Постоянно проводить работу по соблюдению процедур СМК на каждом рабочем месте.
  3. Разработать положения о внутреннем аудите СМК и аудиторе СМК.
  4. Организовать периодический внутренний аудит СМК.
  5. Организовать регулярное проведение Дня качества на предприятии.
  6. Внести в положения о материальном поощрении работников и трудовые договоры показатели качества.
  7. Создать условия для инспекционных проверок СМК экспертами сертифицирующего органа.
  8. Создать рабочую группу по текущему анализу СМК предприятия и выработке рекомендаций по внесению изменений в Документы СМК.
© Рязанский центр развития
инвестиций, образования, сертификации 2007-2023